Рынок российского ретейла в 2023 году: каким он будет?
12.10.2022 10:41 Просмотров: 390 1Дискаунтеры — новый тренд среди ретейлеров. Чтобы занять лидирующие места, ведущие компании наращивают сотрудничество с логистическими компаниями, развивают свои суббренды и покупают локальные сети. Как может выглядеть этот сектор в 2023 году, учитывая текущие тренды?
Почему дискаунтеры выходят в лидеры
Сегмент дискаунтеров является стратегически важным для крупнейших ретейлеров. Он позволяет получать большую выручку на квадратный метр площади, чем у классических супермаркетов и магазинов у дома. При этом для работы одной торговой точки требуется всего 2–3 сотрудника в смену и штат всего из 6–7 человек. Все это позволяет значительно сократить операционные расходы и предлагать потребителям гораздо более привлекательные цены.
При этом средний чек в дискаунтерах может быть выше, чем в классических форматах. Так, в первом полугодии средний чек сети "Чижик", принадлежащей X5 Group, оказался выше, чем у Пятерочки и Перекрестка. Это может говорить о том, что широкому населению этот формат интересен для покупок впрок.
Сейчас лидером по количеству открытых дискаунтеров является Магнит: у него в два раза больше торговых точек Моя цена по итогам второго квартала, чем у конкурентов. Однако в структуре бизнеса это количество составляет менее 2% от всех магазинов сети. Сегмент только начинает развиваться и может оказаться ключевым в борьбе за лидерство на рынке.
X5 Group или Магнит: кто станет лидером в секторе дискаунтеров?
Пока на рынке лидирует Магнит (MCX:MGNT), но X5 Retail Group (MCX:FIVEDR) уже заявила о планах по открытию более чем 400 дискаунтеров "Чижик" до конца этого года. Планируется, что сеть будет насчитывать более 500 магазинов в 11 регионах страны.
На данный момент ничто не мешает компаниям развивать свои сети параллельно, в ближайшие годы маловероятна конкуренция между этими сетями. Главная цель сейчас — познакомить потребителя с новым для него форматом и повысить узнаваемость бренда.
В долгосрочной перспективе дискаунтеры X5 Group и Магнит должны занять сопоставимую долю рынка. А главной задачей, вероятно, будет не образовать внутреннюю конкуренцию между классическими магазинами у дома и дискаунтерами, особенно внутри одной компании.
FixPrice: положение пионера дискаунтеров
Бизнес Fix Price Group (MCX:FIXPDR) является максимально устойчивым к текущим изменениям в экономике, что показала отчетность по итогам полугодия. Компания продолжает открывать новые магазины, а выручка растет быстрее инфляции. Главной угрозой для компании можно было бы назвать как раз развитие маркетплейсов, где ассортимент товаров значительно выше.
Сотрудничество со СберМегаМаркетом позволит существенно расширить потенциальный рынок для Fix Price. Открытие большего количества торговых точек, чтобы быть ближе к потребителю, требует значительных капитальных затрат. Со стартом сервиса быстрой доставки можно значительно увеличить количество чеков в одной торговой точке практически без дополнительных затрат.
Ждать ли глобального передела рынка?
Рынок российского продуктового ретейла сейчас выглядит вполне сформированным. Однако доля пяти крупнейших ретейлеров в России составляет только 32% от рынка, что значительно меньше, чем в других странах. Например, в Германии доля топ-5 составляет 75%, Польше — 62%, Франции — 57%.
На данный момент крупнейшим игрокам — Магниту и X5 Grpoup — принадлежит не менее чем 13% от всего рынка. Здесь важным моментом выступает антимонопольное ограничение, которое не позволяет одной сети занимать более 25% рынка в регионе. Поэтому естественный путь развития — это консолидация локальных сетей в регионах, что и происходит в последнее время.
Вероятно, многим российским ретейлерам предстоит трансформация: еще недавно актуальный формат гипермаркетов уходит в прошлое. Компания Х5 решила полностью отказаться от гипермаркетов "Карусель". Лента (MCX:LNTADR) (MCX:LENT), где этот формат был основным, также сокращает количество гипермаркетов и открывает магазины малого формата.
Рынок непродуктового ретейла тоже могут ждать существенные изменения. На нем есть очевидные лидеры в каждом сегменте, такие как Детский Мир (MCX:DSKY) и М.Видео (MCX:MVID). Для этих компаний основной угрозой, как и для Fix Price, являются крупнейшие маркетплейсы. Последние результаты показывают, что компании выдерживают конкуренцию и выходят в онлайн. Но рост и объем онлайн-продаж несопоставим с маркетплейсами, и потребуется определенная трансформация бизнеса для сохранения своей доли рынка.
Источник: elitetrader.ru
Читайте все новости по запросам: М.Видео , Детский мир , X5 Retail Group