Стоит ли переживать за «Газпром» и «Новатэк»
21.09.2022 8:25 Просмотров: 328 0Cегодня на комиссии по бюджетным проектировкам правительство обсудит обложение российских нефтегазовых компаний дополнительными налогами общим объемом около 3 трлн руб. в течение 2023-2025 годов. Эта мера необходима для покрытия дефицита бюджета.
Предлагаются такие варианты:
1. Введение дифференцированной ставки при расчете экспортной пошлины на газ: при цене на газ более $300 за 1 тысячу куб.м пошлина будет повышена с текущих 30% до 50%. Это даст 1,23 трлн рублей. с 2023 по 2025 года;
2. Увеличение ставки НДПИ на газ для всех производителей. Это даст 278 млрд рублей за 3 года;
3. Введение экспортной пошлины для производителей СПГ. Это даст 600 млрд рублей с 2023 по 2025 года;
4. Увеличение экспортной пошлины на нефть в 2023 году в 1,5 раза. Это даст 240 млрд рублей. Мера предлагается только на год, так как с 2024 года экспортная пошлина будет обнулена в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли;
5. Продление скорректированного демпфера на бензин до 2025 года, что даст еще 570 млрд рублей за 3 года.
Итого на период с 2023 по 2025 года предложены меры на 2,92 трлн рублей. Традиционно от налогов нефтяной отрасли бюджет получает примерно в 4 раза больше, чем от газовой. В условиях высокой налоговой нагрузки на нефтяников и благоприятной ценовой конъюнктуры на рынке газа логично, что потенциальным донором планируют сделать газовую отрасль.
Тем не менее, в предложенных вариантах мы видим несколько узких мест
Во-первых, генерирование нефтегазовой отраслью сверхдоходов – это кейс этого года, в 2023 году будет реализован отложенный эффект от введенных санкций против России, соответственно, выплачивать повышенные налоги может быть затруднительно.
Во-вторых, изъятие налогов с производителей СПГ ограничено условиями соглашений о разделе продукции и межправительственными соглашениями с Китаем (запрещено ухудшение налогового режима). В-третьих, льготы для производителей СПГ – основной драйвер для успешного развития отрасли, в противном случае реализация заложенных в государственной энергостратегии вызовов (производить 140 млн тонн СПГ в год к 2035 году с текущих 30 млн тонн) будет под вопросом.
Мы считаем, что потенциальное обложение нефтегазовой отрасли дополнительными налогами - это негативный сигнал для бумаг публичных компаний.
Однако мы полагаем, что реализация меры по введению экспортной пошлины для производителей СПГ наименее вероятна, соответственно, «Новатэк» здесь смотрится менее уязвимым.
А вот увеличение экспортной пошлины на нефть на 1 год – вполне вероятная мера, которая, к тому же, может привести к продлению налогового маневра до 2025 года. Для нефтяных компаний увеличение только экспортной пошлины чревато потерями порядка 5-7% EBITDA в год.
В целом, нефтяная отрасль сможет без особого стресса пережить потенциальное повышение налогов при сохранении относительно высоких цен на нефть (наш прогноз – $55-65 за баррель Urals) и перенаправлении выпадающих экспортных потоков ЕС в Азию и на Ближний Восток.
В любом случае, под потенциальный налоговый удар в основном попадет «Газпром», так как наибольшие изъятия планируются за счет трубопроводных поставок. Так, в 2023 году запланировано дополнительно доходов на 578 млрд рублей от увеличения экспортной пошлины, а далее примерно по 326 млрд рублей в год, всего с 2023 по 2025 года 1,23 трлн рублей. С учетом потенциального увеличения ставки НДПИ на газ для «Газпрома» все это может означать потери до 20% EBITDA. Это существенный объем, что ставит под вопрос перспективы выплаты дивидендов в 2023 году.
Тем не менее, промежуточные дивиденды как минимум за 1 полугодие 2022 году, как мы считаем, будут выплачены (ждем одобрения на ВОСА 30 сентября). За 2 полугодие 2022 года пока тоже ожидаем выплаты (наш прогноз – 24 рубля на акцию).
Альтернативные варианты решения задачи по финансированию бюджетных расходов в 2023-2025 годах будет найти сложно. Увеличение налоговой нагрузки других секторов экономики и населения приведет к снижению деловой активности. Финансирование дефицита бюджета за счет размещения госдолга сопряжено с ростом процентных расходов правительства и не вызывает оптимизма у ключевых инвесторов на рынке облигаций. Предварительно заявленный объем чистого размещения ОФЗ в 2023-2025 годах составляет 4,8 трлн рублей. Для выкупа большого объема нового госдолга ключевые инвесторы будут требовать привлекательных для них условий (высокие ставки, короткие сроки), что невыгодно правительству.
Поиск компромисса нам видится в реализации бюджетного правила. В этом году сверхплановые нефтегазовые доходы покрывают рост бюджетных расходов. Отсутствие покупок валюты на дополнительные нефтегазовые доходы в 2023 году позволило бы снизить потребности в повышении налогов.
Источник: fomag.ruЧитайте все новости по запросам: Газпром , Новатэк