НКХП упустил лидерство по отгрузке

17.02.2020 1:31 Просмотров: 548 0 image/svg+xml

Группе ВТБ, консолидировавшей ключевые активы на рынке перевалки зерна, уже пришлось столкнуться с падением объемов переработки грузов из-за снижения экспорта российской пшеницы. Так, традиционный лидер в этом сегменте — Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХП), принадлежащий госбанку и Объединенной зерновой компании (ОЗК),— уступил первое место Новороссийскому зерновому терминалу (НЗТ). Впрочем, этому оператору, где совладельцем также является структура ВТБ, не удалось удержать объемы перевалки: за первые шесть месяцев текущего сельскохозяйственного сезона отгрузки сократились почти на 11%.

НКХП по итогам первых шести месяцев зернового сезона 2019/20 года (начался 1 июля) утратил лидерство по отгрузке зерна, следует из обнародованного 14 февраля отчета компании за четвертый квартал 2019 года. Основным владельцем НКХП является государственная ОЗК, которой принадлежит 51% акций, еще 33,6% — у структуры ВТБ, «Деметра Холдинга». Всего компания отгрузила 2,46 млн тонн зерна, тогда как за тот же период предыдущего сезона 2018/19 года — 3,26 млн тонн. В ОЗК сообщили “Ъ”, что падение объемов перевалки терминала связано с общим снижением экспорта российского зерна и переносом части отгрузки клиентами на второе полугодие сельскохозяйственного сезона 2019/20 года. По оценке Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), с июля по конец декабря 2019 года российские компании экспортировали 25,2 млн тонн, тогда как годом ранее — 30,7 млн тонн.

НКХП уступил первое место НЗТ, чей объем перевалки по итогам первых шести месяцев зернового сезона 2019/20 года составил 2,83 млн тонн. Но оператору не удалось избежать снижения объемов: годом ранее компания отгрузила 3,19 млн тонн. НЗТ также принадлежит группе ВТБ.

Терминал в середине февраля 2019 года у бывшего владельца Новороссийского морского торгового дома приобрел ВТБ за 35,8 млрд руб. Банк переключил на терминал поставки своей экспортной компании «Мирогрупп ресурсы». Структура ВТБ «Деметра Холдинг» стала владельцем 70% «Мирогрупп ресурсов» в августе 2019 года, оставшиеся 30% — у Андрея Долуды.

Единственным терминалом из тройки лидеров, которому удалось увеличить объемы, стало АО КСК, входящее в группу «Дело» Сергея Шишкарева. Оператор отгрузил 2,54 млн тонн, в то время как в прошлом сезоне — 2,05 млн тонн. В КСК и НЗТ не ответили на запросы “Ъ”. «Частные компании обычно лучше управляются, что позволяет наращивать объемы, этим и объясняется тот факт, что КСК единственному удалось нарастить объемы»,— констатирует директор «Совэкона» Андрей Сизов. Государственный НКХП проигрывает в оперативности, считает эксперт.

В НКХП рассчитывают по итогам сельскохозяйственного сезона 2019/20 года достичь перевалки на уровне не ниже других терминалов порта Новороссийск, заявили в пресс-службе ОЗК. По итогам прошлого сезона компании удалось стать лидером по отгрузке с 4,73 млн тонн. Второе место было у НЗТ с 4,44 млн тонн, третье — у КСК с 3,32 млн тонн. Гендиректор ИКАРа Дмитрий Рылько указывает, что в отличие от НЗТ НКХП фактически не применял систему take or pay — обязанность оплатить поставщикам полный оговоренный объем зерна вне зависимости от реальной закупки. Обычно НКХП активизируется во второй половине сезона, так, скорее всего, будет и в этом году, прогнозирует он.

Андрей Сизов уверен, что конкуренция на рынке будет оставаться острой: компании регулярно объявляют о планах наращивать мощности перевалок. Так, ОЗК планирует к 2024 году довести объем собственных мощностей до 8 млн тонн в год. В ноябре 2018 года КСК анонсировал свои планы увеличить мощности к 2020 году до 6,5 млн тонн. Конкурировать терминалам придется на фоне снижения экспортного потенциала, который падает второй год подряд. По данным «Совэкона», в прошлом сезоне российские компании экспортировали 44,3 млн тонн зерна, в этом прогнозируется 41,5 млн тонн.

Алексей Полухин

Фото: Иван Шаповалов / Коммерсантъ

Источник: kommersant.ru

Читайте все новости по запросу: Новороссийский комбинат хлебопродуктов

Комментарии:

Пока нет комментариев. Оставь комментарий первым!
Как нам сделать эту страницу удобнее лично для Вас? Что изменить? Что добавить? Что убрать?